г. Набережные Челны, бульвар Касимова, дом 13, (39/10)

г. Набережные Челны, б-р Юных Ленинцев, д. 9, (27/19)

г. Нижнекамск, проспект Шинников, дом 13

23 сентября 2023
291

Как научить ребенка слышать и уважать других: внедрение экологичной дисциплины в классе

Контролировать, отказывать, наказывать. Это всё многим кажется эффективным и традиционным способом управления детьми. Однако, они не долговечны и порой имеют ужасные последствия. Они применимы, когда есть угроза опасности здоровью и жизни ребенка или других, и требуются чёткие и жесткие команды. А если, всё нормально, просто ребенок хулиганит, капризничает, не слушается, работаем постепенно, гибко и поэтапно. Рассказываем про основные этапы "укрощения строптивых", а вы сможете применять эти способы дома, или, если вы наш юный коллега, то на своих уроках.
Как научить ребенка слышать и уважать других: внедрение экологичной дисциплины в классе - Блог

1 этап. Пристройтесь к ребенку.

То есть в то время, когда ребенок хочет сделать что-то, взаимодействуйте, говорите с ним, участвуйте, помогайте. Должно сложится ощущение, что это вы его попросили, а не он сам захотел. Пример: у ребенка привычка отвлекаться, вставать, ходить без разрешения во время занятия, и это вам мешает вести урок. На уроках, когда вы замечаете, что он уже начинает вставать, подстройтесь и сами попросите его "встать и пойти", чтобы что-то сделать (закрыть дверь, раздать что-то), после чего обязательно поблагодарите, подчеркнув его значимость.

2 этап. Приручите, используя то, что он любит.

Например, тот же ребенок с первого этапа, который любит отвлекаться и ходить по классу, ещё любит получать дополнительные баллы. Когда ребенок начал положительно реагировать на вас на первом этапе, начинайте ставить посильные для ребенка задачи, где за выполнение он сможет получить дополнительные баллы и, естественно, неожиданную похвалу. Например, задание на время. Если будет отвлекаться, ребенок не сможет получить желаемое количество баллов - в таком случае, помогаем пережить чувства и вместе анализируем, почему так произошло, делаем выводы. Добиваемся такого результата, когда ребенок начинает вести себя очень дисциплинированно в определенных частях урока.

3 этап. Договаривайтесь.

Напомните, как у него великолепно получалось (на этапе "приручение"), как он вас удивил своими результатами и поведением. Расскажите, каких результатов он сможет добиться такими темпами в дальнейшем, как вы уверены в нём. Договоритесь, что попробуете добиться этой цели вместе. Раздробите цель и перед каждым уроком вместе ставьте 1 конкретный пункт из этой цели и решайте, что нужно сделать, чтобы этой цели достичь. После урока обязательно проводите похвальную рефлексию. Если во время урока начинают нарушаться договоренности, тактично напоминайте и потом обсудите то, как ему почти удалось и он молодец.


4 этап. Убираем капризы.

Дисциплинированный ребенок делает не только то, о чём вы просите, но и перестает делать то, что вам не нравится. То есть капризы "Не хочу сидеть!", "Не хочу делать упражнение!" должны просто игнорироваться взрослым и заменяться на "Это важно, потому что..."

5 этап. Приучаем к требованиям.

На данный этап ребенок научился ещё только к мягким просьбам, а к строгим требованиям не готов. Постепенно необходимо уменьшать "шутки-прибаутки" и "прянички", а ребенку начать давать возможность проявить ответственность за свое поведение и самостоятельность. Требования должны быть сначала небольшие, но помогающие ребенку самоутвердиться и дающие знать, что ему доверяют как взрослому человеку.

6 этап. Приучаем к обязанностям.

Требования - разовые, а обязанности - это система постоянных требований к ребенку. То есть на этом этапе ребенку должно прийти полное понимание, что у каждого есть обязанности и каждый, в том числе он сам, должен выполнять эти обязанности. Стоит начинать с самых малых, например, не забывать тетрадь на урок, не мешать одногруппникам, не вставать с места без разрешения преподавателя, потому что это плохо влияет на качество образования, которое он пришел получать. При необходимости об обязанностях ребенка (как студента) стоит напоминать, но потом это дело полностью доверить ему самому. Не забывать про свои обязанности - это тоже, кстати, обязанность.

7 этап. Приучаем к самостоятельности.

То есть на этом этапе всё реже и реже будут звучать требования-напоминания преподавателя "Подготовь тетради к уроку", "Не мешай соседу", "Запиши домашнее задание" и т.п. Ребенок учится большинство привычных дел делать самостоятельно, и на урок приходит за знаниями, а не для того,, чтобы развлекать соседей по парте. Эти проявления самостоятельности стоит для мотивации награждать мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.

8 этап. Возлагаем ответственность.

То есть к этому этапу ребенок должен дозреть до понимания, что он несет всю ответственность за свои действия, и в случае чего может за них реально ответить и самостоятельно решить. Например, за опоздание на урок, прогул урока.

Как видите, эти все этапы дружно переплетены друг с другом и подразумевают уважительное, экологичное отношение к ребенку. Ещё один секретный ингредиент, который должен присутствовать на всех этапах - это, конечно же, принятие ребенка таким, какой он есть, и любовь.

 

Запишись
на бесплатный
пробный урок
Мы свяжемся с вами и определим удобное время. На пробном уроке преподаватель сможет определить уровень знаний, определим цель и подберем вам необходимый пакет изучения англ. языка
Отправляя заявку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Заявка успешно отправлена!
Спасибо!